Как мы судились с Компанией Y

Пишу этот текст не потому, что хочу «разоблачить зло» и рассказать, какие мы хорошие и какие они плохие. Палка всегда о двух концах. Мне хотелось поделиться своими ошибками и выводами, возможно, кому-то из коллег будет полезно.

Как все начиналось

Господину Х из Компании Y посоветовали заказать разработку дизайна в студии «Ан2». Компания Y — новый торговый центр (далее — ТЦ), который привлекает арендаторов с недорогими товарами на недорогую арендную ставку. Её цель — обеспечить трафик покупателей в 3000-4000 человек в день, чтобы привлечь ещё больше арендаторов.

Они обратились к нам за дизайном билборда. Мы провели небольшое исследование, из которого выяснили:

Вывод: налицо проблема позиционирования, маркетинговой стратегии и брендинга — начинать работу надо с них. Господин Х согласился, что один билборд делу не поможет. Но отказался от проведения такого комплекса услуг. Название останется тем же и никакой стратегии им не надо.

Налицо проблема позиционирования, маркетинговой стратегии и брендинга — начинать работу надо с них.

В итоге мы договорились о разработке рекламной кампании, которая включает в себя небольшую аналитику, разработку идеи, создание дизайна, билборд и рекламный ролик. Договор заключен в мае, предоплата внесена.

Что мы сделали

Мы изучили целевую аудиторию Компании У и разработали 2 варианта:

  1. Информировать потребителя о конкретных товарах, которые они могут купить в торговом центре. Мы предоставили дизайн-макеты, которые демонстрируют эти бренды.
  2. Рассказать целевому потребителю, что здесь дёшево и что можно сэкономить.

По каждому из вариантов мы предоставили несколько визуальных дизайн-концептов.

Господин Х всё рассмотрел и сказал, что покажет руководителю Компании Y. Конструктивной обратной связи по этим макетам мы, к сожалению, так и не дождались. Им просто «не понравилось, всё не то». Провели несколько доработок и так же — господин Х не принимает решения, относит руководителю, от руководителя нет ни одобрения, ни критики. И это всё тянется. Мы не можем понять, что хочет заказчик, а он не может сформулировать.

Кульминация

В конце июня я выясняю, что мы не поняли друг друга, что торговому центру нужна лишь визуализация логотипа «Удар по ценам». Для них словосочетание «рекламный концепт» и «визуализация логотипа» — синонимы. Мне лично непонятно, как логотип «Удар по ценам» поможет привлечь людей в ТЦ? О чём он информирует? Удар по ценам на что? Что там покупать по ударенным ценам? Странно, но спорить и доказывать правоту я лично смысла уже не вижу.

Для них словосочетание «рекламный концепт» и «визуализация логотипа» — синонимы.

Я попросила Господина Х организовать нам встречу с руководителем Компании Y, но мне отказали. Тогда я решила: делаем, что они говорят, и завершаем отношения. Мы предоставили порядка 15 вариантов логотипов, а в ответ приходило: «всё не то». Наш договор был заключен до 30 июля. 25 июля были отправлены последние варианты дизайна, и наступила тишина.

25 августа я звоню Господину Х и задаю вопрос, что они решили. Выяснилось, что они уже работают с другой студией, договор с нами будут расторгать и просят вернуть деньги. Я же в ответ прошу доплатить за проделанную работу, потому что по договору все, кроме ролика, мы предоставили.

Господин Х подает иск на нас в суд, я подаю на Компанию Y ответный.

Суд и козырь в рукаве

Представителя Компании Y в суде я увидела впервые. Она утверждала, что «Ан2», получив предоплату, никаких работ не выполняли.

Также я выяснила интересные вещи:

Получается, что всё это время я общалась с человеком, который инициировал заказ, поставил задачу, заключил с нами договор, передал нам экземпляр, подписанный стороной Заказчика и, в то же время, не является сотрудником Компании Y. Кто же тогда ставил нам задачу и вёл общение со стороны клиента? И кто и каким образом нам неоднократно указывал на необходимость визуализации логотипа «Удар по ценам»?

Представитель Компании Y объяснила: «мы заключили договор, там всё описали, оплатили деньги и надеялись на порядочность «Ан2». Мы всё время ждали макетов, но они так и не пришли».

Решение суда

Судья приняла решение: истцу отказать в возврате предоплаты, ответчику отказать во встречном иске на доплату. Я не смогла доказать принадлежность Господина Х к Компании Y или одной из её многочисленных структур. Позднее я узнала у юристов, что «этот парень не является нашим сотрудником» — стандартный отмаз и повод для отжимания денег.

Позднее я узнала у юристов, что «этот парень не является нашим сотрудником» — стандартный отмаз и повод для отжимания денег.

Какие выводы я сделала:

  1. Проверять трудовую книжку представителя компании, с которым я работаю, и удостовериться, что он действительно сотрудник этой компании. Но ведь это бред?
  2. Прописывать в договоре электронную почту, с которой мы ведём официальную переписку, ФИО представителя компании и его должность.
  3. Делать диктофонную запись встреч.
  4. Прописать отдельными пунктами в договоре рекламную и маркетинговую терминологию, чтобы заказчики не могли спутать слова «рекламная концепция» и «визуализация логотипа».

В чем мои ошибки:

  1. Неправильно выстроенная коммуникация. Я ни разу не общалась с лицом, принимающим решения, хотя могла обойти Господина Х и пообщаться с ним напрямую. Отсюда возникло непонимание.
  2. Я сдалась бороться с ветряными мельницами и не настояла на работающих вариантах, которые принесли бы Компании Y результат.

Эти темы заслуживают отдельных постов в нашем блоге и в скором времени появятся там, поэтому подробнее я не расписываю.