Татьяна Абрамова: «Проблемы с персоналом, скорее всего — недостаток системы, а не слабость персональщика»
Вопросы про хорошего эйчара, секреты собеседования, атмосферу в коллективе и тренды рынка труда мы задали Татьяне Абрамовой, психологу, коучу и эксперту по управлению персоналом.

Татьяна Абрамова: «Проблемы с персоналом, скорее всего — недостаток системы, а не слабость персональщика»

Через Ан2 за 10 лет работы прошли десятки сотрудников. Как известно, кадры решают всё, а компанию делают люди. Поэтому не поспоришь: человек, умеющий работать с персоналом — не только меняет корпоративный климат, а напрямую влияет на прибыль и рост организации. Вопросы про хорошего эйчара, секреты собеседования, атмосферу в коллективе и тренды рынка труда мы задали Татьяне Абрамовой, психологу, коучу и эксперту по управлению персоналом.

— Многие воспринимают эйчара, как человека, который ищет сотрудников. Но этим его работа не ограничивается. Расскажите, что должен уметь и знать хороший эйчар и чем может быть полезен руководителю?

— Действительно, от эйчара чаще всего ждут подбора персонала. А ещё — найти замену увольняющемуся сотруднику, провести праздник, уволить недобросовестного сотрудника, провести обучение, провести опрос персонала, донести мысль руководства до персонала, множество маленьких дел. Очень часто руководители не знают, чего можно ждать от эйчара, и ждут «чего-нибудь», латания дыр, выполнения поручений, вплоть до организации кофе-брейков…

На самом деле, если система работы с персоналом настроена грамотно, дыр не возникает. Все сложности с персоналом можно решить, если вы подумали об этом заранее.
Например, вы заранее знаете, что через 2 месяца на производстве появится новый станок и заказов у вас столько, что станок должен работать круглосуточно. Или в течение 2022 года 5 сотрудников с ключевых позиций выйдут на пенсию. Или нужны продавцы на новую торговую точку через 3 месяца. И так далее.

Если сложности возникают резко или одни и те же сложности приходится решать постоянно — что-то в системе не так.

Аврально устранить проблему, конечно, можно, но решения эти не всегда качественные. Предположим, продавцы уволились, работать некому. Конечно, вы наймёте продавцов, чтоб точка работала, но будут ли это те продавцы, которые вам нужны?

Посмотрим на примере, как грамотный эйчар решает системную проблему в управлении персоналом.
Текучесть кадров. Почему она есть? Зарплата ниже рынка. Почему? Мы им обещаем 25, а на испытательном сроке они получают 12-15. Плюс их никто не учит: грамотные сотрудники получают 25-45, а новичков не любят.

Что делать? Давайте кандидатам так и говорить: на испытательном сроке — 12-15 плюс обучение. Самостоятельно начинаете работать после аттестации, у продавцов реально зарплата — 25-45. Обучение организовано, за 2 месяца реально освоить всё необходимое для самостоятельной работы. Вот план обучения новичков. А для основных сотрудников — программа мотивации на работу с новичками.

Через месяц ситуация станет менее острой, а через два месяца — управляемой.

Если профессиональным языком перечислить всё, за что отвечает в компании отдел персонала, получится портрет эффективной компании, в которой хочется работать:

  1. Грамотно оформленные документы, связанные с сотрудниками — кадровое делопроизводство.
  2. Сотрудники нужной квалификации и в нужное время работают на своих местах — подбор и расстановка кадров; кадровый резерв.
  3. Квалификация сотрудников та, которая необходима — развитие персонала.
  4. Людям нравится работать в компании, они не ищут себе другую работу и находят способы выполнять свою работу более эффективно — мотивация, лояльность, вовлечённость персонала.
  5. Сотрудники выполняют оптимальную нагрузку за адекватные деньги — нормирование и оплата труда.
  6. Цели и ценности компании вплетены в повседневные задачи и процессы, климат в коллективе человечный и работающий на результат — корпоративная культура.
  7. Политика компании в области персонала обеспечивает стратегические цели — стратегия управления персоналом.

Один эйчар может качественно выполнять только часть этих функций. Либо все функции, но с перерывами во времени.

Условно, в компании с численностью персонала около 250 человек 3 профессиональных сотрудника отдела персонала (это минимум) смогут обеспечить все эти функции. В небольшой компании одному эйчару это не под силу — функции слишком разные. Поэтому небольшие компании функции отдела персонала часто отдают на аутсорсинг и выигрывают в качестве и скорости услуг.

Если подытожить, полезный компании персональщик обеспечивает эффективно работающих сотрудников на каждом рабочем месте. Если сейчас в вашей компании не так, возможно, это не результат плохой работы персональщика, а недостаток системы.

Проконсультируйтесь по ситуации с персоналом в вашей компании с эйчаром, которого считаете хорошим. Купите консультацию, и с большой вероятностью вы найдёте решения для своих задач.

— Что нужно, чтобы найти хорошую работу? Какие шаги надо сделать?

— На эту тему много материалов в сети. Но главный вопрос, который вы должны себе задать: «Хорошая работа — это лучше, чем сейчас?» Если да, значит, вам нужно уметь больше, чем сейчас.

Если вы ищете работу и хотите хорошую — спросите себя, кто я сейчас? И какой у меня следующий шаг. Что я ещё не знаю, что мне надо освоить, чтобы стать более грамотным в своей области.

Когда цель понятна — запишите все свои компетенции и результаты на прошлых местах работы. Посмотрите на своё резюме и страницы в соцсетях глазами работодателя и приведите их в порядок.

Перед собеседованием изучите, что это за компания. Вы или откажетесь от неё до собеседования, или заработаете себе дополнительные баллы в глазах рекрутёра и увеличите свои шансы на получение работы.

Учитесь. Учитесь на лучших примерах. У тех, кто знает больше вас. Даже если вам 64 года и вы всю жизнь работали по этой специальности, поверьте, вам есть чему учиться и есть в чём расти.

Зарплата не приходит сама по себе. Деньги платят за пользу, которую сотрудник может принести. Слесарь 6-го разряда приносит больше пользы, чем слесарь 4-го разряда. Коммерческий директор для компании полезнее, чем менеджер. Комдир федеральной компании знает больше, чем комдир региональной компании. Чтобы успешно справиться с возросшими обязанностями, надо быть к этому готовым.

— Раз уж мы заговорили о поиске хорошей работы, задам вопрос о собеседовании: как правильно его пройти? На что обращает внимание работодатель или эйчар? Как отвечать на каверзные вопросы?

— У человека, который проводит собеседование, в голове счётчик компетенций, а в сердце счётчик симпатий и антипатий.

У грамотного подборщика после собеседования — выводы о степени совпадения с профилем должности, и о том, какое отношение и почему вызывает к себе кандидат.
Возьмут кандидата или не возьмут, во многом зависит от факторов, которыми кандидат не управляет.

«Горит» вакансия или можно не торопиться. Опытный ли подборщик, поддаётся на манипуляции или нет. Много кандидатов на рынке или их не хватает. Нужно точное соответствие кандидата заявке или возможны вариации. Нужен обязательно мальчик или обязательно девочка. Работал у конкурентов — это приветствуется или это недопустимо. И так далее. Если говорить о правильных ответах на каверзные вопросы, то тут смотря что считать каверзным.

Один из вопросов, на которые кандидаты обычно не умеют отвечать: «Назовите свои сильные качества, перечислите свои успехи». Здесь нужно научиться говорить не смущаясь, не умаляя свои заслуги и не приукрашивая их.

Другой вопрос: «Почему вы уволились с этого места работы». Ответы кандидатов всегда очень хорошо показывают, что это за человек. Объективный, разумный, адекватный или склочник, обижающийся, не управляющий своей жизнью. Правильный ответ показывает, что вы подошли к смене работы осознанно, и причиной тому послужили внешние и внутренние факторы. Объективно возникшие в компании, на рынке, в семье, и субъективное ваше к ним отношение.

Иногда каверзный на собеседовании не вопрос, а целая ситуация. Если вам устраивают стресс-интервью, значит, такие ситуации в компании не редкость. Спросите себя, действительно ли вы хотите здесь работать?

В конце собеседования вас скорее всего спросят, есть ли у вас вопросы. Ваши вопросы покажут подборщику, что для вас важно, и он обязательно сделает о вас выводы. Поэтому спрашивайте о том, что для вас важно и что осталось непонятным в ходе собеседования.

Если ваша специальность редкая или если вы руководитель, будьте готовы к тому, что будет несколько этапов собеседований. Для вас это хорошо — вы лучше будете понимать компанию, в которую идёте, и работающих в ней людей.

И ещё одно. Если вас не взяли на работу, которую вы хотите, возможно, это неплохо. Возможно, в этой компании не стоит работать — и это хорошо. Или, возможно, нужно поработать над своими компетенциями, чтоб в следующий раз взяли именно вас — и это урок.

— Отношения в коллективе во многом зависят от корпоративной культуры. Каковы последние тренды её формировании?

— Уже то, что корпоративную культуру не пускают на самотёк, а осознанно формируют, является трендом. Безусловно, есть компании-лидеры в вопросах корпоративной культуры: Zappos, Facebook, Google.

А есть компании с токсичной корпоративной культурой. Финансово они могут быть весьма успешными, но сотрудники там часто выглядят измученными, недовольными, замкнутыми…

Проанализируйте свою корпоративную культуру. Нравится ли она вам?

Как у вас принято поступать? Способствуют ли корпоративные привычки развитию компании или, наоборот, ухудшают ситуацию: настроение людей, дисциплину, результаты производства и продаж?

Корпоративную среду можно изменить. Последовательно вводить нужные правила: полезные для компании и понятные для сотрудников.

Как мы хотим изменить корпоративную культуру?

Бесплатный кофе и печенье — не самоцель. Они вводились для того, чтобы сотрудники тратили усилия не на организацию кофе-брейка, а на рабочие задачи. Служебный транспорт — не роскошь, а способ добраться к неудобно расположенному месту работы.

Корпоративное обучение — это и часть нематериальной мотивации, и поощрение повышения квалификации, и способ сократить «воду» в любом массовом формате обучения.

Когда понятны задачи, которые мы хотим решить, можно ответить на множество маленьких вопросов:

  • Как относиться к опозданиям сотрудников?
  • Как относиться к переработкам сотрудников?
  • Какой вариант корпоратива выбрать?
  • Кто платит за корпоратив?
  • Как работать с предложениями сотрудников по улучшению эффективности работы компании?
  • Как отмечать успехи сотрудников?

— Много говорят о профессиях будущего и о том, что многие специальности, востребованные сегодня, станут не нужны. Вы наблюдаете эту тенденцию? Кто станет не нужен через 5-10 лет?

— Действительно, часть профессий постепенно уходит в прошлое, часть меняется. Общая тенденция: наиболее простой механический нетворческий труд постепенно вытесняется автоматизированными устройствами. Примерно так, как в бухгалтерии калькуляторы вытеснили счёты, а 1С — Excel.

У вас нетворческая работа? Очень вероятно, что она в обозримом будущем сильно изменится или станет не нужна.

Почти исчезли наборщики текстов и операторы ПК, хотя еще 5 лет назад такие сотрудники требовались. Значительно уменьшается число работников банка.

Традиционная розница вытесняется интернет-торговлей. Магазины стремятся к тому, чтобы завозить товар с учётом потребностей своих постоянных покупателей.

В сфере подбора персонала, продажах, маркетинге всё большую роль начинают играть чат-боты, освобождая людей от механической работы с информацией.

Библиотеки становятся современными. С широкими и красивыми пространствами, нетворкингом и электронной записью, продлением, сдачей книг, дисков, настольных игр. Стремительно развиваются медицинские и IT-технологии.

Каких профессий не будет через 10 лет? Наверняка не знает никто.

Вот, например, в начале прошлого века массовой была профессия извозчик. Она трансформировалась в собственно извозчиков парадных экипажей, а также в водителей общественного транспорта и таксистов. Профессия осталась, но технологически стала совсем другой.

Или профессия продавца. 30 лет назад покупатели брали всё, что появлялось на полках. Продавцом мог стать любой человек, у которого хорошо с математикой. Сейчас математики для успеха в продажах мало — нужно знание технологий продаж и умение их применять таким образом, чтоб клиент превращался в лояльного и постоянного. И уже сейчас значительную часть рынка занимает интернет-торговля, где продавца в обычном понимании вообще не существует.

А видеооператоры, режиссёры, актёры? Ролики, снятые на мобильный телефон с участием непрофессионалов, набирают миллионы просмотров. Но это не значит, что профессии отомрут, а значит, что профессионалам нужно осваивать большее количество жанров, инструментов и приёмов.

Можно с уверенностью утверждать, что профессия, по которой вы работаете сейчас, через 5-10 лет существенно изменится. Общий совет здесь может быть такой: «Не бойтесь изменений, следите за технологическими новинками в своей профессии, учитесь новому, учитесь у лидеров своей области и у грамотных коллег, применяйте полученные знания в своей профессии». И как специалист вы всегда будете востребованы.

← Ирина Макарычева: «Ходите на собеседования для тренировки — изучать работодателей очень интересно»
Анна Муратова: «Сделайте так, чтобы ваш компред не улетел в мусорную корзину» →

Оформите бесплатную подписку

И получайте уведомление о свежих статьях по электронной почте