Ирина Макарычева: «Ходите на собеседования для тренировки — изучать работодателей очень интересно»
Ирина Макарычева — главный эйчар Правительства Удмуртии. Наша героиня не только подбирает людей в команду Удмуртии, она — психолог-практик, которого мы попросили ответить на вопросы, связанные и с кадрами, и с психологией.

Ирина Макарычева: «Ходите на собеседования для тренировки — изучать работодателей очень интересно»

Ирина Макарычева — главный эйчар Правительства Удмуртии. Это звучит грозно, но на самом деле Ирина — человек-улыбка, чьи доброжелательность и живой интерес ко всему новому располагают с первого взгляда. Наша героиня не только подбирает людей в команду Удмуртии, она — психолог-практик, которого мы попросили ответить на вопросы, связанные и с кадрами, и с психологией.

— Проблема, актуальная для многих компаний: на рынке нет готовых кадров. Как восполнить этот пробел — где искать людей и как быть, если их квалификация не дотягивает до нужного уровня?

— Где искать людей — это вечный вопрос. Чем дольше работаю, тем больше убеждаюсь, что у нас лучше всего срабатывает правило шести рукопожатий. И ещё принцип активных коммуникаций.

Сидя на диване, невозможно найти нужного специалиста. И даже на HH.ru и других сервисах это сложно сделать. Резюме — оно немое, оно стандартное, оно как все. А вот когда ты лично присутствуешь на мероприятиях твоей области, видишь спикеров, экспертов, слушателей из отрасли — вот тут всё и срастается.

Знают тебя, знают круг твоих интересов, знают, какой ты, и тебе звонят или пишут: посмотри, возможно, тебе пригодится такой человек. Да и сам ты знаешь многих и, соответственно, искать проще.

Кроме того, хорошее подспорье — вузы. Дружить с заведующими кафедрами — очень нужный навык HR-а. Они, как правило, знают выпускников и подскажут, где и кого поискать. И студентов толковых порекомендуют.

А что касается квалификации, то здесь только доучивать, стажировать, сопровождать. И главное — мотивация сотрудника на входе. При желании и наличии высшего образования можно всему научиться очень быстро.

Если в компании ещё и весело, и командный дух, тогда новенькие и вовсе стремительно набирают обороты.

— Чувствуется, что поколения 40+, 30+ и 20+ — отличаются. Какие различия чувствуются в профессиональной среде? На что обратить внимание, работая с двадцатилетними?

— Я бы не стала делить по возрастам. Люди делятся по мотивам, ценностям и активности. Хотя…

40+ считаются универсалами. Мы успели вырасти в индустриальную эпоху и смогли освоиться в информационной. Среди нас активные и мотивированные, не желающие списывать себя со счетов. Часть тех, кому за…, конечно, не желают принимать, что работать придётся ещё довольно долго и что работа может быть в кайф. Это те, кто оплакивает последствия пенсионной реформы.

Тридцатилетние — другие. Их считают самыми продвинутыми. Они растут вместе с технологиями. У них ещё много времени, сил и энергии.

Двадцатилетние, в массе своей, инфантильны и тепличны. Они легко загораются и также легко прячутся в виртуальной реальности. Они много знают и в то же время знают очень мало. Они легко общаются с техникой и плохо выстраивают сложные и длинные отношения с людьми.

Но повторюсь, это всего лишь средняя температура по больнице. Не важно, сколько человеку лет, важны его настрой, уровень интеллекта и желание быть с нами.

— Возможно ли найти хорошую работу в 40+? Многие боятся менять что-то, потому что есть перспектива остаться не у дел. Как быть востребованным в зрелом возрасте: конкретные шаги, инструкции?

— Возможно! Хорошо выглядишь, глаза блестят от энергии, азарта и желания что-то делать, много знаешь и хорошо эрудирован, прекрасно информирован и быстро соображаешь, и принимаешь решения — и вуаля! Ты востребован.

А если ворчишь и сетуешь на то, что смартфон — это слишком сложно, компьютер не про тебя, а соцсети — зло, последнюю книгу по специальности читал в институте, а просто книгу и вообще забыл когда, когда первое, что ты сообщаешь работодателю — список хронических заболеваний и то, что главное для тебя стабильность, тогда, конечно, трудно рассчитывать на «высокое» предложение.

Если конкретнее, то схема выглядит примерно так.

Вы решили сменить работу:

  1. Примите окончательное решение для себя. Не «если вдруг что-то попадется…», а «ищу работу».
  2. Составьте резюме. Своё. Для себя. Не с сайта. А своё. Личное. В этом резюме опишите всё, что знаете и умеете, где, когда и кем работали, что сможете при условии обучения и определённых усилий. И все заслуги — грамоты, благодарности, отзывы, рекомендации — если есть. И заметьте — возраста здесь нет. Есть навыки, умения и перспективы.
  3. Сообщите знакомым. Помните про шесть рукопожатий.
  4. Если вам прилично за, не отправляйте резюме по почте. Звоните и добивайтесь встречи. Резюме берите с собой. Ни один вменяемый работодатель не задаст вам первый вопрос про возраст. А вот в резюме — это первая строчка. Ну, а при встрече — энергия, эрудиция, интеллект, коммуникабельность… И ещё непонятно, кто кого в итоге оценивать будет.
  5. Верьте в себя! Если вы решили сменить работу, то вы очень круты. Это главный признак вашей трудоспособности и мотивации. Не важно, сколько человеку лет! Он или хочет расти — и тогда он очень востребован. Или не хочет расти — и тогда он балласт.
  6. Действуйте!

И без пункта — лайфхак поиска работы. Ходите на собеседования просто для тренировки. Изучать работодателей очень интересно. А со временем пропадает страх изменений, тревога перед разговором и находится та самая новая работа.

— Мотивация и профориентация подростков — тревоги большинства родителей. В какую сторону посмотреть: как не давить и в то же время не пустить всё на самотёк?

— Мотивация — она всегда к чему-то. Подростки, в принципе, очень мотивированные люди. Им всё интересно!

Как устроена взрослая жизнь? Что там за поворотом? Как это — пожить без мамы в другом городе? Они могут не спать сутками, залипать в компьютере ночами, гулять тогда, когда кажется неразумным. Так что с мотивацией как таковой у них полный порядок.

Что же касается профориентации, то главное — это не торопить время. Не стоит в 9 классе выбирать конкретную профессию, если только ребенок не идёт в колледж. Сначала речь идет о направлении — условно, физик или лирик.

Потом сужаем до профессии, когда речь идёт уже об институте.

И ещё — если родители не планируют отпускать ребёнка в другой город, так и не стоит говорить ему: «Выбирай сам!» Определите, город, куда не страшно его отпускать, работы, которые не противоречат устоям и представлениям семьи о «нужном».

Ребёнок хочет в Голливуд и сниматься в «мыльных операх» – что говорит ему нормальная русская мать? Как и в жизни, мы обозначаем ребёнку некие рамки, границы поля, а дальше он выбирает из предложенного. Бывает, к нашему «полю» появляются «поля» друзей, знакомых, учителей. Тем лучше, вот тут он и начинает взрослеть.

— Какими профессиональными навыками — психолога или эйчара — вы пользуетесь в повседневной жизни? Какие-то упражнения, инструменты, полезные привычки?

— Никаких полезных привычек. Как все! Возможно, знание всех тонкостей человеческих реакций помогает где-то в критических ситуациях чуть взвешеннее принимать решения, выстраивать коммуникацию, чуть дальше заглянуть вперёд.

Профессия научила разделять ситуации, себя и других, свои состояния. За многие годы я научилась за тучами видеть солнце, а после тысячи километров за рулём радоваться рассвету и делать селфи среди луговых цветов.

← Удобный логотип: чек-лист для предпринимателя
Татьяна Абрамова: «Проблемы с персоналом, скорее всего — недостаток системы, а не слабость персональщика» →

Оформите бесплатную подписку

И получайте уведомление о свежих статьях по электронной почте