MVP как стратегия. Как запустить продукт в срок и бюджет, без борьбы и геройства

В этой статье Иван на примере реальных кейсов объясняет, для чего нужен MVP, и даёт эффективные советы, как изменить подход вашего бизнеса, чтобы результат оставался актуальным и начал приносить прибыль.

Иван Лощенов — коммерческий директор компании Nutnet, где с 2009 года спецы помогают бизнесам провести быстрый запуск, поддерживать и развивать веб-сервисы, мобильные приложения и нестандартные продукты на веб-технологиях.

Что такое MVP

Мы знаем, что MVP расшифровывается как Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт. Простыми словами: это неидеальный продукт, который всё же выполняет основную функцию и уже представлен пользователям.

Но на самом деле MVP — это не столько продукт, сколько способ достижения; некий процесс, который позволяет прийти к ожидаемому результату.

MVP как стратегия. Как запустить продукт в срок и бюджет, без борьбы и геройства

Как делали раньше

  • придумывали концепцию идеального продукта;
  • написали детальное ТЗ;
  • разработали.

Постепенно срок разработки рос — сначала полгода, потом 9 месяцев, 12, полтора года. А с ним росли компромиссы и долги: управленческие, продуктовые и технические.

Почему «идеальный» продукт не всегда лучше:

  • результат к релизу устаревает;
  • требования меняются;
  • люди тоже;
  • и не забываем про рынок;
  • при этом риски растут по экспоненте вместе с периодом разработки.

MVP как стратегия. Как запустить продукт в срок и бюджет, без борьбы и геройства

Кейс Nutnet: платформа для танцоров

К нам пришли ребята из школы танцев с запросом на собственную платформу. В приложении обязательно должен был быть видеоплеер.

Если бы мы работали по-старому, то затратили бы 6 000 часов, а стартовый бюджет насчитывал бы 15 млн рублей.
В результате платформа «Классика: YouTube для танцоров» предусматривала бы:

  • видеоплеер,
  • онлайн-эфиры,
  • подписки и покупки,
  • личный кабинет ученика,
  • личный кабинет преподавателя,
  • личный кабинет школы танцев,
  • классифайд услуг,
  • маркетплейс/UGC.

MVP как стратегия. Как запустить продукт в срок и бюджет, без борьбы и геройства

Но этот путь тернистый: здесь вы оставите время, деньги и нервы. Поэтому сперва за задачу мы браться не планировали.

Нашли крутое решение и создали MVP. Это заняло 800 часов, стартовый бюджет — 2 млн рублей.

Мы провели кастдев и выяснили, какие разделы платформы реально необходимы, а от каких можно отказаться.

Оставили главное:

  • кастомный видеоплеер,
  • сайт с мастер-классами,
  • платную подписку,
  • приложение на базе сайта,
  • остальной функционал.

MVP как стратегия. Как запустить продукт в срок и бюджет, без борьбы и геройства

Продукт проверили и успешно запустили за 4 месяца.

Советы, как поменять подход

1. Ограничьте проект ключевой ценностью.
MVP как стратегия. Как запустить продукт в срок и бюджет, без борьбы и геройства
Определите ядро ЦА, которая будет первым потребителем, а также приоритеты и контур продукта. Обсудите задачи продукта, ключевые действия и ценности, но не функции. Например, кабинет авторизации делать дорого, а пользоваться им неудобно. Важно думать в первую очередь о пользователях.

2. Срок запуска продукта ≠ сроку разработки.
MVP как стратегия. Как запустить продукт в срок и бюджет, без борьбы и геройства
Если продукт сложный, и в первой версии только кожа и кости, не запускайте его на всех пользователей. Следуйте изначальной стратегии: запускайте ценные фичи частями, но на ограниченную аудиторию.

3. Создайте горизонт.
MVP как стратегия. Как запустить продукт в срок и бюджет, без борьбы и геройства

4. Перейдите к коротким итерациям разработки.
MVP как стратегия. Как запустить продукт в срок и бюджет, без борьбы и геройства
Так вы сможете управлять приоритетами, не потратите месяцы на аналитику и не будете придумывать реализацию того, что изменится за следующие 3-4 месяца.

5. Оптимизируйте объём.
MVP как стратегия. Как запустить продукт в срок и бюджет, без борьбы и геройства
Проверьте спрос и соберите обратную связь до разработки. Дайте внешне полноценный продукт, но без лишней автоматизации внутри. Разделите продукт на части и используйте готовые решения.

6. Самое сложное делайте в начале разработки или на этапе проверки концепции.
MVP как стратегия. Как запустить продукт в срок и бюджет, без борьбы и геройства

Помните, что…

…худшее, что вы можете придумать: год делать проект, где результат на релизе морально устарел, требования, бизнес и люди изменились, а конкуренты уже разделили рынок.
MVP как стратегия. Как запустить продукт в срок и бюджет, без борьбы и геройства

Пока вы что-то делаете на дев-серверах, пользователи и бизнес ждут перемен!

Появились вопросы? Переходите на наш YouTube-канал и смотрите полное видео с примерами и иллюстрациями.