В этой статье Иван на примере реальных кейсов объясняет, для чего нужен MVP, и даёт эффективные советы, как изменить подход вашего бизнеса, чтобы результат оставался актуальным и начал приносить прибыль.
Иван Лощенов — коммерческий директор компании Nutnet, где с 2009 года спецы помогают бизнесам провести быстрый запуск, поддерживать и развивать веб-сервисы, мобильные приложения и нестандартные продукты на веб-технологиях.
Что такое MVP
Мы знаем, что MVP расшифровывается как Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт. Простыми словами: это неидеальный продукт, который всё же выполняет основную функцию и уже представлен пользователям.
Но на самом деле MVP — это не столько продукт, сколько способ достижения; некий процесс, который позволяет прийти к ожидаемому результату.
Как делали раньше
- придумывали концепцию идеального продукта;
- написали детальное ТЗ;
- разработали.
Постепенно срок разработки рос — сначала полгода, потом 9 месяцев, 12, полтора года. А с ним росли компромиссы и долги: управленческие, продуктовые и технические.
Почему «идеальный» продукт не всегда лучше:
- результат к релизу устаревает;
- требования меняются;
- люди тоже;
- и не забываем про рынок;
- при этом риски растут по экспоненте вместе с периодом разработки.
Кейс Nutnet: платформа для танцоров
К нам пришли ребята из школы танцев с запросом на собственную платформу. В приложении обязательно должен был быть видеоплеер.
Если бы мы работали по-старому, то затратили бы 6 000 часов, а стартовый бюджет насчитывал бы 15 млн рублей.
В результате платформа «Классика: YouTube для танцоров» предусматривала бы:
- видеоплеер,
- онлайн-эфиры,
- подписки и покупки,
- личный кабинет ученика,
- личный кабинет преподавателя,
- личный кабинет школы танцев,
- классифайд услуг,
- маркетплейс/UGC.
Но этот путь тернистый: здесь вы оставите время, деньги и нервы. Поэтому сперва за задачу мы браться не планировали.
Нашли крутое решение и создали MVP. Это заняло 800 часов, стартовый бюджет — 2 млн рублей.
Мы провели кастдев и выяснили, какие разделы платформы реально необходимы, а от каких можно отказаться.
Оставили главное:
- кастомный видеоплеер,
- сайт с мастер-классами,
- платную подписку,
- приложение на базе сайта,
- остальной функционал.
Продукт проверили и успешно запустили за 4 месяца.
Советы, как поменять подход
1. Ограничьте проект ключевой ценностью.
Определите ядро ЦА, которая будет первым потребителем, а также приоритеты и контур продукта. Обсудите задачи продукта, ключевые действия и ценности, но не функции. Например, кабинет авторизации делать дорого, а пользоваться им неудобно. Важно думать в первую очередь о пользователях.
2. Срок запуска продукта ≠ сроку разработки.
Если продукт сложный, и в первой версии только кожа и кости, не запускайте его на всех пользователей. Следуйте изначальной стратегии: запускайте ценные фичи частями, но на ограниченную аудиторию.
3. Создайте горизонт.
4. Перейдите к коротким итерациям разработки.
Так вы сможете управлять приоритетами, не потратите месяцы на аналитику и не будете придумывать реализацию того, что изменится за следующие 3-4 месяца.
5. Оптимизируйте объём.
Проверьте спрос и соберите обратную связь до разработки. Дайте внешне полноценный продукт, но без лишней автоматизации внутри. Разделите продукт на части и используйте готовые решения.
6. Самое сложное делайте в начале разработки или на этапе проверки концепции.
Помните, что…
…худшее, что вы можете придумать: год делать проект, где результат на релизе морально устарел, требования, бизнес и люди изменились, а конкуренты уже разделили рынок.
Пока вы что-то делаете на дев-серверах, пользователи и бизнес ждут перемен!
Появились вопросы? Переходите на наш YouTube-канал и смотрите полное видео с примерами и иллюстрациями.