Россия славится своей любовью подражать Западу. Жаль, что у нас даже самые лучшие начинания быстро обрастают русским «авось» и «небось», превращаясь в «микс а-ля рус». Это произошло и с тендерами.

Уверена, многих наших коллег возмущает порядок проведения тендеров. Поэтому они отказываются в них участвовать. По крайней мере, бесплатно. Причина проста: «Надоело работать в стол».

Разбираемся, почему очередное благое начинание превратилось в… то, во что превратилось.

Тендер по-русски или Сказка о потерянном времени

«Свои» и «чужие»

Период «тысячи тендеров» проходит почти каждая компания. Это как букетно-конфетный период в романе, где все неудачи принято называть жизненным опытом. Мы тоже прошли через этот период.

Сейчас я понимаю, что нами двигало лишь желание самоутвердиться. Вот только опыта становилось больше, а доверия к тендерам меньше.

Отдам идею в хорошие руки

Из всех видов тендеров у нас прижились два:

  • Ценовой — побеждает тот, кто предложил наименьшую цену
  • Креативный — побеждает автор лучшей идеи. Но это в теории, на практике же — как повезёт

Часто бывает, что в тендере нет чётко поставленной задачи и нет критериев оценки. А это прямая дорога к тому, что работу будут оценивать с точки зрения «нравится/не нравится», «креативно/простовато».

Организатор тендера может выслушать все идеи, а потом сказать, что это всё не то, и удалиться с миром. А вы ещё долго будете стоят, прижав к груди плоды своих бессонных ночей и думать: «То ли я дурак, то ли лыжи не едут».

Не удивляйтесь, если потом увидите материальное воплощение своей идеи, хотя нет, уже не вашей, конечно, а того, что от неё осталось. И тут уже радостно и грустно одновременно. Вроде, тебя-то в итоге оценили. Но заработал на этом кто-то другой. И мысль о том, что гении часто признаются только после смерти, как-то не утешает.

Тендер по-русски или Сказка о потерянном времени

Пропустить нельзя участвовать

Так участвовать в тендерах или смириться с их несостоятельностью? Ситуация неоднозначная. Мы участвовали в тендерах много раз. Были среди них те, о которых лучше не вспоминать.

Но были и те, о которых мы рассказываем с удовольствием. Дело тут не в выигрыше или проигрыше, дело в отменной организации.

Резюме

Я для себя выделила небольшой чек-лист для тендеров:

  • Интересный и масштабный проект, в котором мы можем творчески «развернуться».
  • Сумма, за которую стоит бороться.
  • Платное участие в тендере, которое окупит хотя бы часть расходов.
  • Открытую информацию обо всех участниках.
  • Чёткие критерии оценки результатов. И особенно это касается творческих проектов.
  • Обратная связь по результату. И это архиважный критерий. Да, мы вложились и проиграли, поэтому пришлите, пожалуйста, фидбек, чтоб опыт был не напрасен. Хоть работу над ошибками проведем.

А каким должен быть тендер, чтобы вы согласились в нем участвовать?