Россия славится своей любовью подражать Западу. Жаль, что у нас даже самые лучшие начинания быстро обрастают русским «авось» и «небось», превращаясь в «микс а-ля рус». Это произошло и с тендерами.
Уверена, многих наших коллег возмущает порядок проведения тендеров. Поэтому они отказываются в них участвовать. По крайней мере, бесплатно. Причина проста: «Надоело работать в стол».
Разбираемся, почему очередное благое начинание превратилось в… то, во что превратилось.
«Свои» и «чужие»
Период «тысячи тендеров» проходит почти каждая компания. Это как букетно-конфетный период в романе, где все неудачи принято называть жизненным опытом. Мы тоже прошли через этот период.
Сейчас я понимаю, что нами двигало лишь желание самоутвердиться. Вот только опыта становилось больше, а доверия к тендерам меньше.
Отдам идею в хорошие руки
Из всех видов тендеров у нас прижились два:
- Ценовой — побеждает тот, кто предложил наименьшую цену
- Креативный — побеждает автор лучшей идеи. Но это в теории, на практике же — как повезёт
Часто бывает, что в тендере нет чётко поставленной задачи и нет критериев оценки. А это прямая дорога к тому, что работу будут оценивать с точки зрения «нравится/не нравится», «креативно/простовато».
Организатор тендера может выслушать все идеи, а потом сказать, что это всё не то, и удалиться с миром. А вы ещё долго будете стоят, прижав к груди плоды своих бессонных ночей и думать: «То ли я дурак, то ли лыжи не едут».
Не удивляйтесь, если потом увидите материальное воплощение своей идеи, хотя нет, уже не вашей, конечно, а того, что от неё осталось. И тут уже радостно и грустно одновременно. Вроде, тебя-то в итоге оценили. Но заработал на этом кто-то другой. И мысль о том, что гении часто признаются только после смерти, как-то не утешает.
Пропустить нельзя участвовать
Так участвовать в тендерах или смириться с их несостоятельностью? Ситуация неоднозначная. Мы участвовали в тендерах много раз. Были среди них те, о которых лучше не вспоминать.
Но были и те, о которых мы рассказываем с удовольствием. Дело тут не в выигрыше или проигрыше, дело в отменной организации.
Резюме
Я для себя выделила небольшой чек-лист для тендеров:
- Интересный и масштабный проект, в котором мы можем творчески «развернуться».
- Сумма, за которую стоит бороться.
- Платное участие в тендере, которое окупит хотя бы часть расходов.
- Открытую информацию обо всех участниках.
- Чёткие критерии оценки результатов. И особенно это касается творческих проектов.
- Обратная связь по результату. И это архиважный критерий. Да, мы вложились и проиграли, поэтому пришлите, пожалуйста, фидбек, чтоб опыт был не напрасен. Хоть работу над ошибками проведем.
А каким должен быть тендер, чтобы вы согласились в нем участвовать?