Как и зачем мы делали ребрендинг хоккейного клуба «Ижсталь»

В сети поднялась волна недовольства по поводу смены логотипа ХК «Ижсталь». Какие аргументы выдвигают противники перемен? Лого и так хорош, 40 лет не менялся – не трогайте святое. Людям непонятно, как новый логотип повлияет на результаты матчей и чем занимается новый креативный директор.

Я попала в проект «Реформа» с Михаилом Антипиным как арт-директор одной из трех команд дизайнеров. Команды дизайнеров разрабатывали новый вариант лого. Хочется поделиться своим взглядом на ситуацию.

Для меня «Реформа» стала прежде всего учёбой. Было сложно, потому что я ни разу не спортсмен и не болельщик. Не знала, что переменам так противостоят в соцсетях. Просто пришла сама и привела дизайнеров «Ан2» ради развития, обмена опытом — посмотреть, как другие строят процесс.

Погружаться пришлось за вечер. Таня Равилова объяснила ситуацию и поставила задачу.

Вот как я её поняла:

  • Клуб рожден в 1958 году, но до 1978 года имел другую эмблему.
  • В истории команды есть успешные матчи: 2 серебряные медали, ничья с ЦСКА и т.д.
  • Ижсталь входит в ВХЛ.
  • В КХЛ началось движение по ребрендингу хоккейных команд, в ВХЛ тоже есть успешные примеры.
  • Команду сняли с республиканских дотаций и её надо перевести на самоокупаемость. Промоматериалы, которые покупают болельщики – одна из статей пополнения бюджета.
  • Команда имеет сильное движение болельщиков. Многие с детства и до седых волос поддерживают хоккеистов.
  • Необходимо расширить аудиторию матчей и привлечь больше семейной публики. Устраивать интересную движуху вокруг игр и продавать сувениры. Благодаря этому, матчи превратятся в один из вариантов семейного досуга.
  • Выпускать недорогие сувениры – до 100 рублей. А многоцветный логотип – это удорожание продукта за счёт шелкографии, вышивки и т.д.
  • Важно сохранить преемственность поколений и легенду. Текущий логотип придумала команда хоккеистов и нарисовали художники в 1978 году. В логотип заложены смыслы: две звезды – это связь поколений. Сами звёзды – искры горящего металла. Переход от белого к желтому-красному-синему – цвета побежалости стали.
  • В течение 40 лет логотип менялся. Не было электронной версии и каждый художник, издатель, дизайнер отрисовывал заново, подбирал шрифты, добавлял обводки, менял цвета и расстояния.
  • Логотип не имеет варианта для нанесения на мелкие поверхности, вариаций компоновки знака и надписи, монохромного решения.
  • Нет единого утверждённого варианта и брендбука с чётким набором правил.

Логотип ХК «Ижсталь» менялся в течение всех 40 лет существования

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Чёрно-белые/монохромные версии логотипа

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Полноцвет

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Перед мероприятием я просмотрела спортивные логотипы и стили хоккейных команд. Прослеживаются чёткие тренды:

  • Злобные звери – мы всех порвём.
  • Прикольные звери.
  • Объём, динамика – тренды нулевых годов.
  • Агрессивный леттеринг (леттеринг – единственные в своём роде несколько букв, изготовленные для конкретной ситуации. — Прим. ред.).
  • Щиты, геральдика.
  • Клюшки и шайбы в разных комбинациях.
  • Атрибутика местности или предприятия-создателя клуба.
  • Звёзды – это только звёзды, а не искры горячего металла.

Логотип Ижстали в ряду ВХЛ

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Логотип Ижстали в ряду КХЛ

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Когда ставишь существующий логотип в один ряд с лого других команд, видно, что он уникален и самобытен. В легенде есть сила: сталевары – крутые, придумали нечто новаторское, задали свой тренд.

Логотип хорошо смотрится на форме и запоминается. Он узнаваем и любим. Это то хорошее, что хотелось бы сохранить.

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Задачи, над которыми 3 дня работали три команды дизайнеров

  1. Проработка геометрии звёзд. Сделать взаимоотношения звёзд и цветов более чёткими, логичными, гармоничными.
  2. Разработка шрифта: уникального, принадлежащего только команде ХК «Ижсталь».
  3. Разработка вариаций расположения звёзд и надписи.
  4. Разработка шрифта на форме для номеров и фамилий игроков.
  5. Примеры промопродукции.

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Как был выстроен процесс

  • Вечер пятницы – погружение в задачу

Лекция Михаила Антипина про спортивный дизайн и нюансы проектирования. Очень познавательно, узнали много тонких мест. Михаил и его студия спортивного дизайна Quberten комплексно подходит к спортивному брендингу. Они разрабатывают бренд, подбирают цвета команды, которые будут отличать её на поле, делают знак и отстраивают уникальный леттеринг в логотипе команды. Создают свой шрифт для цифр и фамилий игроков, разрабатывают форму и подбирают аксессуары с учетом технологий производства.

Первая мысль в голове: «А реально успеть за 2 дня?», учитывая, что я совсем не в теме. Опытный Михаил работает над проектом 2-3 месяца. Пришлось выключить реалиста и включить оптимиста.

Брифинг креативного директора ХК «Ижсталь» Тани Равиловой. Содержание я тезисно перечислила выше.

Знакомство с моей командой: Илья и Оксана увлекаются хоккеем, плотно погружены в ситуацию: Оксана — спортивный менеджер, Илья — журналист и начинающий дизайнер. Татьяна — дизайнер широкого профиля, Витя Колчин — опытный дизайнер-фрилансер, Елена — дизайнер, который легко анализирует логотипы. А я — министр-администратор)).

  • Суббота. Анализ аналогов и поиск идей

Анализ ситуации на рынке спортивных логотипов.

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Поиск примеров, идей. Презентация идей и направлений. Интересно: команды работали по одному алгоритму, но шли разными путями.

Команда Андрея Зубрилова глубоко погрузилась в леттеринг: какие буквы есть сейчас, как они сочетаются между собой, где трудные участки. Проанализировала подходящие стили шрифтов на примере буквы А.

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Команда Андрея Сахарова искала возможные сочетания звёзд, больше работала с формой знака.

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Моя команда ушла в поиск новых смыслов и метафор, идей для промопродукции.

Ребята разогнались, процесс пошёл активно и мысли не покидали даже ночью. Я в том числе вместо сна искала сочетания звёзд и букв. Супруг поддержал: сделал свой знак и отстроил шрифт. Написала в группу команды, залила файл на диск и успокоилась.

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

  • Воскресенье

Проработка выбранной идеи и оформление презентации. Презентация внутри «Реформы» и повторная презентация членам клуба и болельщикам.

Я переложила полномочия арт-директора на Витю, потому что утром приехать не могла. Виктор ночью сделал свой вариант: пока не создал логотип, не успокоился. Пришёл с выполненной «домашкой» и распределил работу.

Ребята делали промопродукцию, Оксана собирала аналитику. Все вместе кидали Вите файлы на презентацию. Никто не зашёл в общий чат и не видел моих сообщений. Поэтому наша группа сделала 2 разных варианта, но представить успела только один.

Мне очень понравился знак в варианте Виктора и леттеринг в варианте Андрея Мартьянова. Но вместе они не соединялись. На доработку и шлифовку времени не было. За основу взяли вариант Виктора — отдельно от других решений он смотрелся смело. Но когда другие команды презентовали свои логотипы, мы увидели, что наш леттеринг проигрывает.

Презентация заинтересованным лицам

На презентации тремя командами были представлены 4 варианта рестайлинга логотипа ХК «Ижсталь».

Наглядно видно, что большую роль играет подача и донесение задач и смыслов, работа с аудиторией. Болельщики и представители команды ХК «Ижсталь» пришли заведомо не готовые воспринимать новое. Это было видно по закрытым напряжённым позам и взглядам.

Вариант моей команды

Мы начинали первые, и волновались.

Я начала с постановки задачи: как поняли и сформулировали.

Рассказала про всё хорошее, что вижу в существующей ситуации. Простите, болельщики, что путаюсь в терминологии — два с половиной дня не сделали из меня эксперта по хоккею. Назвала болельщиков фанатами, за что была справедливо отчитана.

Показала, где, на наш взгляд, зона роста и визуального развития в логотипе. Предоставила слово Вите и Татьяне — арт-директор должен уметь уходить в сторону. Или убегать.

Виктор спокойно и обстоятельно рассказал про работу над визуалом, про те смыслы, что мы видим. Спасибо, друг. Татьяна поддержала.

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Часть идей не вошли в окончательную презентацию. Просто не успели ни занести, ни визуализировать нормально.

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Увлеклись паттернами и старым советским стилем. Михаил Смагин отметил в кулуарах, что узоры из ярких цветов выглядят не брутально, и болельщики свитер не наденут. Засмеют. Паттерны хороши в продукции для детей.

Болельщики и тренер высказали свое мнение, от «зачем всё это надо» до «это понравилось, а вот это нет». Что уже хорошо. Лёд начал таять — от сопротивления переходим к конструктивному диалогу.

Вариант команды Михаила Антипина

Команда Михаила презентовала версию наиболее близкую к существующему логотипу. Оригинальный леттеринг, обоснованные графические решения. Отличная форма, вариации по цвету. Эффект побежалости, оставленный в знаке, перешёл на рукава и гетры. Форма смотрится цельной и профессиональной.

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Отзыв Екатерины Арманшиной, дизайнера «Ан2», члена команды Михаила Антипина

Реформа — это крутая вещь, объединившая творческих людей в одном месте. Два с половиной дня с утра до вечера мы разрабатывали новый логотип, делились опытом, слушали лекции от крутых дизайнеров. Было очень здорово, если бы такие мероприятия проводились чаще, тем самым мы бы повысили уровень дизайна в Удмуртии.

Вариант команды Андрея Зубрилова

Арт-директор третьей команды, Андрей Зубрилов – отличный спикер и арт-директор. Он ответил на вопросы болельщиков: почему мы занимаемся этой работой. Команда Андрея нашла 2 прекрасных решения и создала отличную презентацию. Простой, динамичный, выверенный леттеринг. Показали, как новый логотип будет смотреться и в среде ВХЛ, и в среде КХЛ. Итог – негатив перешёл и в нейтраль, и в позитив.

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»
Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»

Отзыв Алины Идрисовой, дизайнера «Ан2», члена команды Андрея Зубрилова

Для меня реформа — это уникальный профессиональный опыт и новые знакомства. Я попала в команду под руководством арт-директора Андрея Зубрилова, чему безумна была рада. От нашей студии было трое и все были в разных командах. Нашу команду как будто специально подобрали, у каждого какие-то свои сильные стороны и навыки, кто-то силен в леттеринге, кто-то в подаче… Андрей Зубрилов, поняв это, распределил задачи, контролировал процесс, советовал и все выходные мы усердно трудились. Это были крутые 3 дня! Всем большое спасибо, особенно главному спикеру Михаилу Антипину, который открыл нам мир такой узкой специализации, как спортивный дизайн.

Мое мнение по поводу негатива к ребрендигу

Да, мы понимаем, что новый логотип не улучшит спортивные результаты. Но он и не съедает бюджет команды – все ребята работали бесплатно. Даже приглашённый Михаил Антипин.
К сожалению, не в силах дизайнеров что-то изменить в результатах матчей. Но мы делаем то, что в наших силах.

  • Что плохого в том, что у команды будет единый современный визуальный стиль?
  • Если шить форму будет легче?
  • Если логотип можно будет нанести и на ручку, и на фотографию, и на видео, при этом он будет читаться и не потеряет узнаваемости?

Обратите внимание, что дизайнеры не учили хоккеистов играть, а просто делали свою работу в рамках учебного проекта. И это, как минимум, заслуживает уважения.

Процесс не завершён. Профессиональное сообщество планирует доделать проект, и только потом выставить на суд общественности. А Таня Равилова приглашает на матчи для голосования билетами за понравившееся решение. Первый состоится 15 октября 2018. Приходите на матчи и голосуйте билетами!

Познакомьтесь подробнее с кейсами пр брендингу от Ан2

Реформа. Логотип ХК «Ижсталь»