В предыдущем выпуске мы разбирались с архетипами и Юнгом. Вышло занудно, потому что было много теории. Сегодня будет повеселее: я приведу примеры и расскажу, как мы применяем архетипы. Летс гоу!
Какие бывают архетипы
Пока я читала книгу, я поймала себя на мысли, что система архетипов похожа на соционику: архетипы тоже разделены по принципам эмоций и логики, социальному и индивидуальному аспектам. Ох уж эта психология!
Всего существует 12 архетипов.
1. Герой
Использует силу, волю и мужество, чтобы преодолеть какие-то препятствия и сделать себя и мир лучше.
- Девиз: где есть воля, там есть и способ.
- Цель: использовать власть, чтобы усовершенствовать мир.
- Награда: компетентность и мужество.
- Характеристики: притягательно сложная задача, конкуренция, соревнование, мужество, одержимая потребность победить, желание защитить слабого или нуждающегося.
- Пример: «Найк», новая рекламная кампания «МТС».
2. Бунтарь
Разрушает, шокирует, привлекает внимание, чувствует непохожесть на других.
- Девиз: правила существуют для того, чтобы их нарушать.
- Цель: разрушить то, что не работает для Бунтаря или для Общества.
- Награда: неистовость, радикальная свобода.
- Характеристики: идентификация с аутсайдером, отказ от ценностей группы или общества, разрушение внутреннее или внешнее.
- Пример: «Эпл», «Верджин-групп», Мадонна, телеканал «2х2».
3. Волшебник
Желают постичь фундаментальные законы деятельности и применить законы деятельности, чтобы заставить что-то работать.
- Девиз: это может случиться!
- Цель: сделать мечты явью.
- Награда: создание чего-то, что принесет пользу потребителю.
- Характеристики: развивать видение, претворять его в жизнь, волшебные моменты, опыт превращения.
- Пример: «Сони», «Калгон», «Данон», «Био-Баланс».
4. Славный малый
Отдаёт должное всем окружающим, а не только лучшим. Все хорошие вещи принадлежат каждому по праву рождения, а не только обеспеченным.
- Девиз: все люди созданы равными.
- Цель: принадлежать, соответствовать.
- Награда: эмпатия, отсутствие претензий.
- Характеристики: обычные прочные добродетели, чувство локтя, сливаться с окружающими, одеваться просто, говорить на простонаречии, сбивает спесь юмором.
- Пример: «ВКонтакте», сеть магазинов «Фамилия», сеть магазинов «ЦентрОбувь».
5. Шут
Нравится играть и подрывать основы, жить в настоящем и получать от этого максимум удовольствия.
- Девиз: если я не смогу танцевать, я не буду участвовать в вашей революции.
- Цель: замечательно провести время и повеселить окружающий мир.
- Награда: радость.
- Характеристики: играть, шутить, быть забавным, превращать скучную деятельность в веселую, превращает негативные ожидания в позитивные, легкое отношение к жизни.
- Пример: сухарики «Хрустим» (реклама с Павлом Волей).
6. Любовник
Желает добиться интимности и испытать чувственное удовольствие. Управляет всеми формами человеческой любви от родительской до дружбы, но сильнее всего проявляется в романтической любви.
- Девиз: я вижу только тебя.
- Цель: делать переживания и окружающую обстановку приятной.
- Награда: страсть, благодарность, восхищение, преданность.
- Характеристики: постоянно становиться более привлекательным, привлекать окружающих, делать приятное.
- Пример: нижнее белье «Викториа Сикрет», парфюм «Нина Риччи», сок «Рич».
7. Заботливый
Предвосхищает потребности людей, видит, что можно сделать, чтобы они были сытыми и в безопасности.
- Девиз: возлюби ближнего своего, как самого себя.
- Цель: помогать окружающим, защитить от возможного ущерба.
- Награда: сочувствие, щедрость.
- Характеристики: альтруизм, стабильность.
- Пример: «Бережная Аптека», «Сбербанк», стиральный порошок «Тайд».
8. Творец
Берёт на себя функцию новатора: изобретает новые товары, новые производственные процессы, организационные и маркетинговые структуры и подходы. Желает создать вечные ценности.
- Девиз: если что-то можно вообразить, это можно создать.
- Цель: воплотить видение в форму, создавать культуру.
- Награда: творчество и воображение.
- Характеристики: страсть к самовыражению в материальном мире, художник, писатель, предприниматель, музыкант.
- Пример: дизайн-студия Артемия Лебедева, «ББДО Групп», кулинарная студия «Вилка».
9. Правитель
Управляет структурами, наблюдая за качеством их функционирования.
- Девиз: всё под контролем.
- Цель: создание успешной семьи, компании, сообщества.
- Награда: ответственность, руководство.
- Характеристики: ответственность, руководство, успех, приобретение и удержание власти, безопасность себе, своей семье и друзьям.
- Пример: парфюм «Хьюго Босс», магазин «Онегин», ресторан «Вино и мясо».
10. Простодушный
Простодушный внутри каждого из нас хочет жить на совершенной земле, где сможет быть собой.
- Девиз: свободен быть собой.
- Цель: быть счастливым. Желание чистоты, совершенства, простоты.
- Награда: вера и оптимизм.
- Характеристики: обновление, положительный настрой, новые открытия старого, переосмысление.
- Пример: сок Добрый, Диснейленд, молоко Высоко-высоко.
11. Искатель
Искатель ориентирован на поиски лучшего мира и самореализацию.
- Девиз: не пытайся меня удержать.
- Цель: жить лучшей, полной жизнью. Свобода поиска себя через освоение мира.
- Награда: самостоятельность, честолюбие, умение быть честным с самим собой.
- Характеристики: путешествовать, искать и переживать новое, избегать ловушек и скуки, поиск индивидуальности, стремление к самореализации.
- Пример: автомобиль Форд Эксплорер.
12. Мудрец
Мудрец жаждет открыть истину и стремится к объективности.
- Девиз: истина освобождает.
- Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
- Награда: мудрость, интеллект.
- Характеристики: искать информацию и знание, саморефлексия и понимание процесса мышления.
- Пример: информационное агентство Медуза, Игорь Манн.
Примеры из нашей жизни
Книга «Герой и бунтарь» наполнена примерами американских крупных компаний — Старбакс, Найк, Харли Дэвидсон и другие. Примеры показательные, но не русские. У скептиков возникает вопрос: «это сработает у нас в России? А в Удмуртии? И для маленьких компаний тоже?» Отвечаю: сработает.
Возьмем ижевского интернет-провайдера «Марк».
Несколько лет назад они были серьёзными «Марк-ИТТ» с суровым синим логотипом. Рекламный посыл был такой: мы первыми провели интернет в Удмуртию и создаем народный интернет (для всех).
Помните этот логотип?
Было несоответствие: слоган относился к архетипу «Славный малый», а визуально компания выглядела, как «Правитель».
Затем «Марк-ИТТ» сделал ребрендинг и стал просто «Марком». Слоган изменили на «Интернет для всех». Теперь провайдер привлекает клиентов с юмором и по-дружески.
Архетип остался «Славным малым», но сменил вектор с «Правителя» на «Шута». Рекламная кампания и продвижение в целом стали более гармоничными.
Пример из жизни «Ан2»
Возьмём наш любимый пример: жилой комплекс «Колизей». Когда мы разрабатывали бренд жилого комплекса, мы рассчитывали на целевую аудиторию: топы, предприниматели, бизнесмены и иже с ними, которые хотят закрепить статус в обществе и купить квартиру в престижном доме в центре города.
- Выясняем, какой архетип соответствует целевой аудитории.
Судя по целевой аудитории, нам подходят архетипы Правитель, Мудрец, Герой. - Находим описание архетипа.
Описание в самом начале поста. - Создаем бренд:накидываем идеи, отметаем те, что не соответствуют архетипу.
Организовали мозговой штурм, сгенерировали 156 идей, отфильтровали 100 при помощи архетипов. - Выделяем несколько достойных идей. Каждую визуализируем, разрабатываем концепты.
- Разрабатываем рекламную кампанию.
Визуальный ряд для разных рекламный носителей: билбордов, листовок, буклетов и тому подобных.
На каждом этапе мы тесно общаемся с заказчиком: согласовываем результаты, прислушиваемся к пожеланиям.
Вот, что у нас получилось.
В чём плюсы и минусы метода
Порой архетипы кажутся «притянутыми за уши»: в каждом из брендов смесь архетипов и к каждому можно применить эту типологию. Нет точных критериев, когда надо применить тот или иной архетип, приходится все так же пользоваться логикой и интуицией.
Чем мне нравится метод: он упрощает процесс создания идей, задает рамки креативу. Мы не тратим энергию на то, чтобы тестировать идеи — архетипы подсказывают, что идея не сработает.
Взяла метод на вооружение, пока активно пользуюсь. Посмотрим, чем еще он может быть мне полезен.
Определились с архетипом? Давайте создадим удобный логотип. Читайте нашу статью о современных требованиях к айдентике.
В данной статье мы использовали изображения с сайтов slidershare.com, mark.ru.