Для чего нужен логотип и как его придумать, какими свойствами он должен обладать – тема достаточно популярная. Но в «Андва» время от времени приходят клиенты с неудобными в работе лого и просят сделать, к примеру, брендбук. А мы понимаем, что с таким логотипом брендбук делать бессмысленно. Расскажем в кратком чек-листе, каким технологическим требованиям должен соответствовать логотип и приведём примеры удачных и неудачных вариантов.
Немного теории: как мы придумываем логотип
Логотип – это отпечаток слова, если верить грекам. То бишь сами слова и буквы. Поэтому логотипом называют написанное название компании.
Узнаваемая штука в начале – фирменный знак.
Фирменный знак дополняет логотип
Фирменный знак встроен в логотип
Фирменный знак без логотипа
Логотип без фирменного знака
Логотип создает первое впечатление о компании, в нем – её ценности, смыслы, продукт, люди, УТП. Мы не спрашиваем клиента о его цветовых предпочтениях и что он хочет видеть в знаке. Он для того нас и нанимает – придумать. Мы расспрашиваем про продукт, процессы, задачи по развитию. Едем на производство, если нужно. Появившийся образ передаём с помощью инструментов дизайна, которые формируют нужное впечатление. Логотип – часть фирменного стиля, о котором мы писали. В том, чем логотип отличается от бренда, – тоже разобрались.
Поговорить сегодня хотим о требованиях к логотипу – скорее, технических. Соблюдать их нужно, чтобы лого было удобно пользоваться. Давайте разберёмся, что главное, если ваша компания не доросла ещё до «Кока-колы» или «Найки».
Чек-лист качественного логотипа
1. Читабельность
Мы ставим этот пункт на первое место, если бренд у вас новый. Ваше название на логотипе должно легко читаться.
Это значит:
- каждая буква трактоваться единственно возможным способом;
- соседние буквы не слиты воедино;
- адекватный наклон шрифта;
- написание слева направо.
Если название написано по-английски – оно благозвучно и не режет русское ухо (хотя здесь, скорее, вопрос к неймингу).
Полезный совет
Вы знаете, что написано на вашем логотипе – поэтому вам легко его воспринимать. Не судите по себе – покажите логотип десяти незнакомым с вашим брендом людям. Если они прочитали с легкостью и разночтений не возникло – всё в порядке.
2. Масштабируемость
Брендировать приходится разные по масштабу поверхности: от ручки до огромных баннеров с логотипом на всю площадь. Значит, читаться ваш логотип должен на разных форматах и на разных площадях.
Например, флаг может быть вертикальным. А у вас логотип горизонтальный – с очень длинным словом. Ваше название будет очень маленьким, флаги висят высоко – прочитать слово будет трудно.
Или возьмём пресс-волл – баннер, на фоне которого фотографируются и на который наносится много спонсорских логотипов. Здесь вы наглядно сможете убедиться – хороший у вас логотип или не очень. Если ваше слово будет самым мелким по сравнению с другими – нет смысла размещать его на пресс-воле.
В идеале логотип должен вписываться в разные форматы – вертикаль, горизонталь, квадрат, круг – и не терять читаемости.
Если у логотипа сложная графическая форма, много мелких деталей или внутри вписаны буквы – при уменьшении всё это сольётся в одно пятно. Получится грязь или просто бессмысленная картинка.
Вам придётся или жертвовать смыслом и красотой, или делать логотип огромным – на экране мобильного приложения, к примеру. Человек открывает страницу, а там на пол-экрана логотипище – не очень красиво, да?
Бывают хорошие и при этом сложные логотипы. Для того, чтобы они достойно смотрелись на маленьких носителях, дизайнер создает ещё одну версию. Или даже две – для среднего и совсем маленького масштаба. В облегчённой версии нет мелких деталей и прорисовки.
Полезный совет
- Составьте список носителей, на которых будет появляться ваш логотип.
Стандартный список выглядит так: ручка, значок, мобильное приложение или версия сайта, сайт, футболка, полиграфия – от визитки до плаката формата А0, пресс-волл, флаг, наружная реклама, баннер.- Добавьте те носители, которые вам интересны.
- Попросите наложить ваш логотип на каждый из форматов. Читается? Смотрится достойно? Вы на правильном пути.
- Если мелкие детали есть, и от них никуда не уйти, попросите дизайнера создать облегченную версию.
3. Воспроизведение
Современные технологии позволяют создавать очень сложные по цвету и воспроизведению логотипы. Например, с градиентами или динамические. Смотрится необычно – спору нет.
Но не забывайте, что всегда найдётся такой формат, где воспроизвести цветовое буйство невозможно. Например, печать на футболках плёнками – в один цвет.
Как будет выглядеть многоцветье в этом случае? Когда-то дизайнер Евгений Преображенский дал отличный совет: сдавайте клиенту чёрный логотип. Не добавляйте цвет – он отвлекает внимание. Если логотип смотрится в чёрном, то будет смотреться в любом цвете.
Чёрный не отвлекает от главного – от формы. Представьте, показывает вам дизайнер голубой логотип, и вы радуетесь любимому цвету. А то, что форма хромает – не замечаете.
Первое, что воспринимает глаз – это контур или абрис. Насколько он будет узнаваем и уникален, настолько ваш бренд сможет выделиться среди других компаний.
Полезный совет
Если ваш логотип многоцветен, попросите дизайнера сделать несколько вариантов: сложный, трёхцветный и одноцветный.
4. Простота
Начинающие дизайнеры часто грешат детализацией – в их логотипах много разных элементов. Они считают, что раз взяли деньги за дизайн – этого дизайна должно быть много. Они думают, что приносят пользу клиенту, а на самом деле наносят вред.
Золотое правило: чем проще логотип – тем вам будет проще с ним жить.
Повторимся, есть прикольные, сложные, многодетальные логотипы, но все они имеют упрощенную версию. И есть простые логотипы, в которые заложены смысл и идея.
Полезный совет
- Не рычите на дизайнеров, которые после нескольких недель работы и десятка отвергнутых вариантов предлагают вам в качестве логотипа, к примеру, треугольник.
- Спросите, какой смысл они вкладывают в своё творение. Иногда простой треугольник говорит о вас больше, чем расписанная на пяти листах миссия компании.
5. Шрифт
Нельзя издеваться над шрифтом. Это, скорее, совет начинающим дизайнерам – они зачастую искажают шрифт.
Как это понять? Если вы видите, что шрифт на вашем новеньком логотипе наклонный, а буквы слегка деформированы, будто их выписывал от руки старательный пятиклассник, – над шрифтом поиздевались.
Почему это плохо? Над разработкой шрифта бьются профессионалы. Они пользуются законами и правилами (например, «золотого сечения»), выверяют пропорции каждой детали, достигают гармонии. Шрифт несёт определённый образ.
При деформации букв рушатся пропорции, падает читаемость, шрифт становится несовременным и некрасивым.
Будьте аккуратны с вариантами, где буквы вписаны в какую-либо форму. Очень сложно сделать это достойно – лучше таким вариантом сразу пренебречь.
Каждое правило имеет исключение: в спортивных компаниях и организациях логотипы очень часто вписываются в форму, а буквы искажаются. Это традиции отрасли, и не нам с ними бодаться.
Полезный совет
- В самом начале работы попросите дизайнера ни в коем случае не искажать шрифт.
- Откажитесь от вариантов со вписанными в форму буквами.
Что в итоге?
Ваш логотип качественный и удобный, если:
- Понравился хотя бы трём представителям целевой аудитории компании.
- Название легко прочесть незнакомым с брендом людям.
- Хорошо смотрится в чёрно-белом варианте.
- Узнаваем в любом размере.
- В нём нет мелких и сложных деталей.
- Гармоничен и ничего не перевешивает внимания.
- Содержит не больше 2-х цветов, шрифтов или эффектов.
- Адаптируется под любой носитель.
- Название легко читается.
- Сделан в векторном формате.
У всех правил есть исключения. Приведём примеры хороших логотипов, где используются градиенты, растр, обводки, искажён шрифт и т. п.
Познакомьтесь с кейсами по дизайну логотипа от «Андва».