Сколько-сколько стоит логотип?
Обычно так реагирует потенциальный заказчик логотипа, видя на сайте агентства предложение: «от 50 000 рублей». За что же 50 штук? Сейчас расскажем.

Сколько-сколько стоит логотип?

Обычно так реагирует потенциальный заказчик логотипа, видя на сайте агентства предложение: «от 50 000 рублей». На бирже дизайнеров за нормальный логотип, отрисованный на разных носителях: бумаге и металле, вывесках и визитках, спичечных коробках и зажигалках, кружках, футболках и прочем мерче возьмут тысяч 5-10, ну никак не больше 15. За что же 50 штук? Сейчас расскажем.

Что такое логотип?

Давайте задумаемся на минуточку. Логотип бывает у общественной организации или или бизнеса, у продукта или линейки продуктов, у направления деятельности холдинга — то есть у бренда. И ценность логотипа определяется не исполнителем, а владельцем бренда.

Если логотип нужен для фирмы-однодневки или ларька с шавермой — наверное, не стоит вкладывать в него десятки и сотни тысяч. Правильный логотип нужен для массовой продукции или компании, которая собирается работать не один год. Для общественного движения — вспомним олимпийские кольца.

Логотип должна запомнить и узнавать целевая аудитория — потенциальные и реальные потребители товаров, услуг, бизнес-партнёры, клиенты, гости, участники.

За примерами далеко ходить не нужно. 7 миллионов рублей стоил туристический логотип и брендбук Санкт-Петербурга, причём львиная доля этих денег ушла на исследования. И 7 миллиардов (!) — весь ребрендинг Сбербанк-СБЕР, включая и логотипы.

Два эти заказчика совсем не похожи. Но вот целевая аудитория у них общая. Это, в основном, активные люди в возрасте от 12 до 80 лет, как граждане России, так и проживающие за рубежом, владеющие русским языком и не владеющие. И ориентация на ЦА видна в обоих логотипах — простых, графичных, историчных, узнаваемых.

А вот логотип «Найки» — знаменитый росчерк, имитирующий крыло Ники — нарисовала за 35 долларов начинающий дизайнер Кэролин Дэвидсон.

Сколько труда вложено в логотип

Не скажем за все брендинговые агентства мира, а в Ан2 мы работает по следующему алгоритму, каждый этап которого требует ресурсов.

Составляем бриф

Никто не в состоянии сделать приличный логотип на пустом месте. Необходима начальная информация от заказчика о бренде — мы называем её «бриф».

Обычно логотип — только часть всего брендинга. На самом деле бриф для логотипа не будет так уж сильно отличаться от брифа для брендбука или гайдлайна. Для составления брифа обычно проводится встреча или даже несколько встреч с заказчиком.

Цель этих встреч: фиксация обязательств между агентством и заказчиком, описание понятного задания для творческих специалистов.

Задачи, которые нужно решить на встрече:

  • Получить информацию о компании, продукте, ЦА, конкурентах, УТП.
  • Зафиксировать ожидания, впечатления, результаты заказчика от готового проекта.
  • Описать критерии выбора.
  • Обозначить бюджет проекта.
  • Утвердить процесс принятия решения по логотипу.
  • Составить график по этапам работы и решить, что делать, если что-то пойдёт не так.

Когда заказчик не знает, чего хочет

Бывает так, что заказчик пока не знает основные характеристики своего бренда, которые должен транслировать логотип.

Тогда агентство задаёт массу вопросов, чтобы сформулировать эти самые характеристики.

Чаще всего команда агентства собирает и модерирует мозгоштурм. Он может касаться как бренда в целом, так и любой части брифа — всё зависит от того, на чём споткнулся заказчик.

Таких мозгоштурмов может быть несколько. Продолжается каждый 2-3 часа, в нём участвует 2-3 человека из агентства — ведущий и его помощники. Подготовка к мозгоштурму — выбор методики, изучение ЦА, подбор и приглашение представителей ЦА, изучение рынка, поиск аналогов, анализ конкурентов — требует времени и квалификации.

Понятно, что мозгоштурм не даёт готового брифа — только несколько идей. Руководитель агентства, креативный директор, менеджер проекта и заказчик совместно отбирают самые перспективные идеи, объединяют их и видоизменяют.

Заказчик высказывает свои пожелания по характеру логотипа, приводит примеры удачных и неудачных чужих брендов, обозначает другие рамки.

В результате получаем бриф, а на его основании — три технических задания дизайнерам.

Когда заказчик знает, чего хочет

Если у заказчика есть основная идея или идеи, он всё равно заполняет бриф. Надо понять, провёл ли заказчик необходимые маркетинговые мероприятия, прежде чем его идея сформировалась.

У брендингового агентства — богатый опыт разработки брендинга вообще и логотипов в частности. Поэтому можем предположить, какой у ЦА формируется образ, и стараемся уберечь заказчика от сиюминутности и вкусовщины на этапе брифа.

Варианты: проблема выбора

Здесь начинается работа дизайнеров — обычно нескольких сразу. Затем презентуем заказчику первую итерацию — показываем не меньше трёх эскизов логотипа.

Но делаем намного больше — 2-3 дизайнера могут создать на первом этапе до 10-15 вариантов. На внутреннем худсовете агентства выбираем лучшее, отсеиваем ненужное.

У заказчика всегда есть выбор из нескольких концепций. Зная особенности проекта, мы часто подбираем дизайнера с определённым стилем.

На этапе выбора заказчик может попросить совместить некоторые идеи, доработать, или вовсе отвергнуть все три логотипа.

Итераций с выбором одного логотипа из трёх мы планируем 5-7. Больше — можно, но неэффективно. Если начальные идеи брифа не работают, не нужно пытаться их вытащить — нужен новый бриф.

Итогом этапа выбора становится один эскиз. Он уже решён в цветах, которые позволят размещать его без искажений формы и цвета на носителях, перечисленных в брифе.

Все нюансы — количество вариантов, количество итераций, критерии приёмки — оговариваются на этапе составления брифа. Внезапные обстоятельства дизайнеров, менеджеров и руководителей не сказываются на выполнении этапов разработки — этим и сильно агентство.

Финишная прямая

Следующий этап — окончательная прорисовка логотипа, решение всех нюансов по визуальному представлению

Если в процессе возникают сомнения, их разрешают с заказчиком. И логотип приобретает финальный, законченный вид.

Инструкция по применению

Дизайнер расписывает цветовые схемы для разных технологических процессов нанесения, агентство при необходимости готовит инструкцию по использованию логотипа — гайдлайн. В ней прописываются все нюансы.

Вот их примеры:

  • какую версию логотипа можно располагать на фотографии, требования к этой фотографии;
  • какой цвет фона может использоваться, а какой не должен;
  • версии логотипов для трафаретной печати и выклейки плёнками, для полноцветной печати и для размещения в интернете, в том числе в качестве аватарок в группах соцсетей;
  • какие отступы от края листа допустимы при размещении на бланках и документах.

Гайдлайн призван снять все вопросы по технологии и правилам размещения логотипа.

Познакомьтесь с нашим кейсом, в котором мы описываем разработку логотипа для иркутского ЖК «Сибиряков».

Подробно процесс работы над логотипом, в том числе по нюансам его воспроизведения на разных носителях, описан в нашей статье Удобный логотип: чек-лист для предпринимателя.

Передача заказчику

Готовый логотип записывается в файлы в векторном и растровом виде и вместе с инструкцией по применению передаётся заказчику. До окончания работ заказчик получает по электронной почте или в мессенджере лишь растровые изображения с «мониторными» размерами.

Теперь можно открыть шампанское и отметить рождение нового логотипа. Шампанское в стоимость логотипа не входит.

Так за что 50 000?

В стоимость логотипа заложен наш подход, суть которого в следующем: агентство интересуется бизнесом, целями, сутью компании, впечатлениями, которые надо передать целевой аудитории.

Мы предлагаем решения и подбираем идеи и инструменты дизайна, которые работают на задачу. Изучаем аналоги, чтобы не повторить чужой логотип. А фрилансер с биржи спросит: какой цвет вам надо, какой шрифт, что изобразить? И пойдет рисовать, не погружаясь в смыслы.

Агентство, в отличие от фрилансера, задействует целую команду:

  • Менеджер отвечает за организацию брифинга, составление брифа, определение сроков, организует презентации и мозгоштурмы.
  • Креативный директор генерирует идеи.
  • Модератор мозгоштурма прогревает участников, направляет их мысли в нужное русло и фиксирует результаты обсуждений.
  • Дизайнер или дизайнеры — выдают по 1-3 варианта логотипа каждый.
  • Худсовет, который состоит из дизайнеров и арт-директора, обсуждает результаты, корректирует работу дизайнеров, выбирает самые удачные логотипы и «допиливает» их.

Мы по максимуму снимаем головную боль с заказчика. И это стоит своих денег.

Читайте другие полезные статьи от Ан2 в нашем блоге.

 

← Логобук, гайдлайн и брендбук: чем отличаются и что выбрать для бизнеса
Кто ваш клиент? Типология заказчиков в B2B →

Оформите бесплатную подписку

И получайте уведомление о свежих статьях по электронной почте